Авиационная отрасль

совместный проект
2024–2054
Авиационная отрасль
2024–2054
Форсайт-исследования
Правительственные инициативы
Международные и отраслевые документы
Корпоративные прогнозы
Безуглеродные коммерческие авиарейсы к 2050 году за счЕт внедрения биотоплива и синтетического керосина
2025

2050
Принятие стратегии по декарбонизации, введение Мандата SAF, снижение выбросов углекислого газа, строительство заводов по производству SAF, развитие программ поддержки производителей, разработчиков и испытателей SAF, согласующееся с тенденциями экологической повестки.

В апреле 2024 года Правительство Великобритании приняло стратегию jet-zero по декарбонизации авиаперевозок, поставив цель, согласно которой к 2030 году на долю SAF будет приходиться не менее 10% всего авиатоплива, используемого на рейсах, вылетающих из Великобритании.

В декабре 2025 года Великобританией принят Мандат SAF, направленный на поддержку поставок экологически чистого авиационного топлива, и составляет 2% в 2025 году. Ожидается увеличение Мандата SAF до 10% в 2030 году, а затем до 22% в 2040 году. Мандат SAF может обеспечить до 6,3 мегатонн экономии углерода в год к 2040 году.

Великобритания планирует сделать все внутренние рейсы безуглеродными к 2040 году, а к 2050 году — все коммерческие рейсы.

В 2024 году построен завод по производству альтернативного топлива.

Выбросы углекислого газа сократятся почти вдвое: до 35,4 млн т — к 2030 году, 28,4 млн т — к 2040 году и 19,3 млн т — к 2050 году.

£685 млн будут выделены на финансирование программ поддержки развития авиационных технологий с нулевым выбросом углерода до 2025 года и £180 млн — на поддержку коммерциализации и тестирования решений по созданию чистого авиационного топлива.
Великобритания
Не менее 70% составит доля используемого устойчивого топлива в аэропортах ЕС в 2050 году (не менее 35% должен составлять синтетический керосин)
В январе 2025 года вступила в силу инициатива ReFuelEU Aviation в Европейском Союза, которая устанавливает нормативный мандат для поставок SAF и отдает приоритет росту и важности синтетических видов топлива (PtL/e-fuels) с 2030 года и далее. Мандат требует, чтобы 2% топлива, доступного в аэропортах ЕС, были SAF с этого года, увеличиваясь до 6% в 2030 году, 20% в 2035 году и 70% в 2050 году. С 2030 года 1,2% доступного топлива должны быть синтетическими, увеличиваясь до 35 % к 2050 году — половина от общего требования SAF.

В 2025 году принята Clean Industrial Deal и схема торговли выбросами ЕС. Количество бесплатных квот для операторов воздушных судов будет сокращено на 50 процентов в 2025 году, в 2026 году квоты будут отменены полностью. Это означает, что к 2026 году операторы воздушных судов должны будут платить за свои собственные выбросы.

Агентство по безопасности полетов Европейского союза (EASA) ввело референтные цены для различных маршрутов SAF в феврале 2025 года, но государства-члены по-прежнему обязаны устанавливать собственные режимы штрафов, взимать штрафы и собирать доходы (в соответствии с требованиями ReFuelEU6).

К 2050 году в ЕС необходимо построить до 106 дополнительных заводов SAF для обеспечения необходимых производственных мощностей SAF.

ICCT оценила, что себестоимость производства синтетического топлива в ЕС в 2020 году была в 10 раз выше себестоимости ископаемого, но этот разрыв должен существенно сократиться до 2,5 раз к 2050 году по мере развития рынка, совершенствования технологий и дальнейшего снижения стоимости возобновляемой электроэнергии.
Европейский союз
2025

2050
Запуск aireg – авиационной инициативы по возобновляемым источникам энергии в Германии
2030

2050
Германия запускает авиационную инициативу Aireg, направленную на поэтапное увеличение квот смешивания SAF до 100% к 2050 году, создание глобальной цепочки поставок по импорту SAF, поддержку компаний в производстве SAF и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов для переработки возобновляемого сырья.

В 2024 году в Германии принята Aireg – авиационная инициатива по возобновляемым источникам энергии. Цель Aireg — Германия как пионер в области устойчивых полетов за счет высокого использования SAF (достижение высокой доли SAF, добавляемой к ископаемому керосину на национальном уровне, и PtL-SAF2). Планируется увеличение квот смешивания SAF: 2% в 2025 году, 10% к 2030 году, 30% к 2035 году, 100% к 2050 году. Планируется целевое продвижение всех устойчивых путей производства SAF (включая HEFA, совместную переработку, PtL, ATJ, BtL).

Для достижения технологического лидерства в PtL-SAF планируется создание глобальной цепочки поставок PtL-SAF в Германию с мощностью 2 млн т/год к 2035 году. 75% (1,5 млн т/год) PtL-SAF планируется импортировать из стран с более дешевым производством «зеленого» водорода.

Aireg будет поддерживать компании по производству SAF, строительству установок и инжиниринговые компании в Германии для реализации стратегии наращивания производства PtL-SAF. Планируется частичное преобразование существующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов (5 млн т/год) для переработки возобновляемого сырья в SAF.
Германия
Полное удовлетворение потребности в устойчивом авиатопливе, включая биотопливо, наличие в 2025 году 12,2 млрд галлонов из указанного объема относится к устойчиво доступной биомассе
2030

2050
Возможность решения вопросов ESG-повестки путем сокращения авиационных выбросов, увеличения производства экологически чистого авиатоплива, развития мер поддержки проектов и производителей SAF, фермеров, выращивающих культуры для производства биотоплива, разработчиков биотехнологий.

В 2024 году в рамках программы устойчивого перехода к топливной авиации (FAST) FAA (The Federal Aviation Administration) выделило $291 млн на достижение нулевых выбросов парниковых газов в авиации к 2050 году, включая $244,5 млн на проекты SAF и $46,5 млн на проекты по внедрению низкоэмиссионных авиационных технологий.

В начале 2025 года Министерство энергетики США объявило о выделении компании Montana Renewables $1,67 млрд для значительного расширения производства устойчивого авиационного топлива в США.

Исследование Международного совета по чистому транспорту (ICCT) в 2023 году выявило, что в США существует потенциал производства приблизительно 21,7 млрд галлонов SAF из доступной биомассы. При этом 12,2 млрд галлонов из указанного объема относится к устойчиво доступной биомассе.

В рамках Закона о снижении инфляции (IRA) в США предусматривается финансовая поддержка SAF через предоставление Кредита на производство чистого топлива (CFPC): налоговый кредит для производителей SAF, равный базовой ставке до $1,75 за галлон произведенного SAF, умноженной на коэффициент выбросов углекислого газа, ежегодно устанавливаемый министром финансов (CFPC действует до конца 2027 года).
США
Доля экологически чистого топлива на внутренних рейсах к 2050 году достигнет 100% за счет внедрения биотоплива, синтетического керосина, электросамолетов
В феврале 2025 года Япония приняла Стратегический энергетический план, устанавливающий обновленный курс энергетической политики Японии с основным акцентом на достижение углеродной нейтральности к 2050 году.

Увеличение доли SAF и последующий полный переход на SAF, разработка стандартов безопасности электрификации водородных самолетов, коммерциализация SAF на внутреннем рынке.

Доля SAF в Японии к 2030 году составит до 10% от общего потребления авиационного топлива.

Япония разработала стандарты безопасности для электрификации, водородных самолетов.

Был создан корпоративный альянс ACT FOR SKY, объединивший 16 компаний для коммерциализации SAF на внутреннем рынке Японии.
Япония
Внедрение биотоплива, водородного топлива и электросамолетов внесет 65% вклад в реализацию программы перехода на нулевые выбросы к 2050 году
2025

2050
Увеличение числа коммерческих рейсов на SAF, увеличение объемов производства SAF, реализация 65% программы перехода на нулевые выбросы к 2050 году.

По состоянию на апрель 2022 года более 50 авиакомпаний совершили более 450 тыс. рейсов на экологичном авиатопливе, а к 2025 году количество таких рейсов должно достичь 1 млн.

В 2024 году объемы производства SAF достигли 1 млн т (1,3 млрд литров), что вдвое больше, чем 0,5 млн (600 млн литров), произведенных в 2023 году.

На долю SAF пришлось 0,3% мирового производства авиатоплива и 11% мирового возобновляемого топлива. Это значительно ниже предыдущих оценок, которые прогнозировали производство SAF в 2024 году на уровне 1,5 млн т (1,9 млрд литров), поскольку основные производственные мощности SAF в США отложили наращивание производства до первой половины 2025 года.

В 2025 году производство SAF достигнет 2,1 млн т (2,7 млрд литров) или 0,7% от общего объема производства авиатоплива и 13% от мировых мощностей возобновляемого топлива.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)
Внедрение водородного топлива и электросамолетов на различных горизонтах в зависимости от дальности полетов
Возможности внедрения электросамолетов и водородного топлива определяются размером и степенью дальности полетов (внедрение самолетов малой дальности — по достижении 2035 года, средней дальности — к 2040 году, дальнемагистральных — к 2050 году).

Представлены перспективы альтернативных видов топлива для различных классов самолетов: дальнемагистральные не будут летать на электричестве и водороде до 2050 года; самолеты средней дальности с водородными двигателями могут появиться к 2040 году. Ожидается, что самолеты малой дальности с водородными двигателями станут доступны после 2035 года.

Самолеты меньшей вместимости и ограниченной дальности полета смогут летать на электричестве и водороде гораздо раньше: например, после 2025 года коммерческие самолеты с максимальной вместимостью 19 пассажиров смогут использовать это топливо для полетов продолжительностью менее одного часа.

Несмотря на признание важности устойчивого авиационного топлива (SAF) в декарбонизации отрасли, мировое производство остается недостаточным, а объявленные проекты охватывают лишь 30–40% от желаемых 10% мирового предложения топлива в 2030 году.
Всемирный экономический форум (WEF)
2025

2050
Внедрение и производство био — и водородного топлива, синтетического керосина для насыщения спроса на экологическое топливо
Возможно приближение к балансу спроса и предложения на рынке SAF к 2050 году, при этом наиболее активное производство SAF будет сконцентрировано в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

К 2050 году мировое устойчивое производство авиационного топлива может достичь отметки от 108 до 331 млн т, или от 23 до 72% от общего спроса, прогнозируемого на 2050 год.

К 2025 году от 92 до 98% мощностей по производству экологически чистого авиационного топлива будет сосредоточено в странах — членах ОЭСР.
Всемирный банк (The World Bank)
2025

2050
Снижение себестоимости производства экологичного авиатоплива на 75% путем развития его полномасштабного производства
2050
Разработка руководства по экологичному авиационному топливу, развитие его полномасштабного производства.

В 2018 году в ООН представлено руководство по экологичному авиационному топливу: наиболее перспективным вариантом использования экологически чистого авиатоплива является его смешивание с обычным керосином.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) и ООН
До 40% топлива, используемого в авиации, будет приходиться на био- и водородное топливо, синтетический керосин, электричество к 2050 году
Конвенциональное топливо будет оставаться основным видом топлива к 2050 году, на втором месте по распространенности находится синтетический керосин, далее по популярности идут биотопливо и электричество.

К 2050 году 3% самолетов будут функционировать на водороде и электричестве, 5% — на биотопливе и 29% — на синтетическом керосине, а более 60% рейсов будут выполняться на обычных видах топлива.
Аудит-консалтинговая корпорация KPMG
Массовые полеты на электричестве и водороде могут стать возможными до 2050 года. Биотопливо — наиболее перспективный вид топлива
Биотопливо рассматривается как наиболее перспективный вид топлива для авиасектора, высокие перспективы реализации полетов на электричестве и водороде к 2050 году.

Биотопливо имеет наилучшие перспективы для экономически эффективного масштабирования и применения в авиационном секторе в 2020-х, 2030-х и, возможно, 2040-х годах.
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)
К 2040 году пассажировместимость водородных самолетов может превысить 200 человек, а дальность полета достичь более 9250 км
2025

2040
К 2025 году будут возможны полеты на водородном топливе, к 2040 году будут значительно улучшены их характеристики.

По планам компании ZeroAvia первые коммерческие полеты водородные самолеты могут совершить уже в 2025 году с вместимостью до 19 пассажиров и максимальной дальностью до 560 км.

Компания ZeroAvia совершила первую продажу своей водородно-электрической силовой установки. Покупателем стала калифорнийская компания Jetcruzer International, разрабатывающая шестиместный самолет Jetcruzer 500E.
ZeroAvia
К 2030 году Boeing планирует поставить коммерческие самолеты, работающие исключительно на экологичном авиационном топливе
В соответствии с ESG-повесткой компании Boeing к 2030 году коммерческие самолеты будут полностью экологичными, предлагается усиление ограничений на устойчивое смешивание топлива.

В 2024 году Boeing возглавила рабочую группу International Association for Engineering Geology and the Environment (IAEG) по 100% совместимости SAF. В том же году компания закупила 5,6 млн галлонов смешанного SAF.

Компания провела успешные испытательные полеты на полностью экологичном авиационном топливе.

Вывод на рынок экологически чистых коммерческих самолетов требует убеждения регулирующих органов и всей отрасли в повышении предела смешивания топлива для расширенного использования.
Boeing
2025

2040
Airbus к 2035 году планирует производство самолетов на водородном топливе
Согласно прогнозам Airbus, к 2030 году не появится достаточное количество экологичного топлива, что препятствует намерениям компании развивать самолеты на альтернативном топливе.

Airbus планирует коммерциализировать водородное топливо и двигатели с нулевым уровнем выбросов, но отсутствие мощностей по производству экологически чистого водорода может задержать внедрение таких самолетов.

В 2025 году Airbus пересмотрела планы реализации проекта ZeroE по вводу в коммерческую эксплуатацию авиалайнеров на водородном топливе к 2035 году, указав что достижение заявленных целей потребует больше времени, чем ожидалось.
Airbus
2025

2040
Embraer к 2035 году планирует производство самолетов на водородном топливе и электросамолетов
2035
К 2035 году компанией будут производиться водородные самолеты, а также электросамолеты, но с меньшей дальностью и пассажировместимостью.

К 2035 году Embraer планирует производить самолеты на водородных топливных элементах, перевозящие до 30 пассажиров и с дальностью полета более 370 км, а также полностью электрические самолеты с меньшими характеристиками (до 9 пассажиров и дальностью до 370 км).

Благодаря сотрудничеству Embraer с Avfuel и Sheltair обеспечивается сокращение выбросов углерода на 19 т, что приведет к сокращению выбросов углерода на 570 т за год.
Embraer
После 2045 года ни один рейс, вылетающий из шведских аэропортов, не будет использовать ископаемое топливо, а новые технологии помогут достичь нулевого уровня выбросов
2025

2045
К 2045 году планируется достижение нулевых выбросов. Уже активно развивается производство самолетов на альтернативных видах топлива, формирование ГЧП-моделей для поддержки его производителей.

Внутренняя авиация Швеции прекратит использование конвенционального авиатоплива к 2030 году, а после 2045 года ни один рейс, вылетающий из шведских аэропортов, не будет работать на углеводородном топливе.

Планируется рост рынка биотоплива и синтетического топлива, а также разработка и внедрение альтернативных технологических решений (водородные, электрические и гибридные самолеты).

Швеция планирует использовать модели государственно-частного финансирования для поддержания исследовательских проектов по разработке альтернативного топлива и двигателей в 2020–2025 годах.

После 2030 года внутренние рейсы будут работать преимущественно на биотопливе; исследования по использованию водорода в авиации будут продолжены.

В 2035–2045 годах основные инвестиции будут направлены в электрификацию и развитие водородных технологий, инфраструктура аэропортов будет приспособлена для самолетов, работающих на различных видах топлива, будут разрабатываться дальнемагистральные авиалайнеры, работающие на электричестве.
Швеция
К 2050 году будет возможно активное использование водородного топлива и электросамолетов
2035

2050
Великобритания планирует переход на потребление экологического топлива, а также наращивание его собственного производства, экспортного потенциала. Наиболее популярными видами потребляемого топлива к 2035 году будет биотопливо и синтетический керосин.

В Великобритании разрабатываются «дорожные карты» по внедрению экологически чистого авиационного топлива.

К 2035 году ежегодное устойчивое потребление авиатоплива Великобританией достигнет от 14,5 млн до 30,9 млн т, или от 4 до 8% его общего мирового потребления.

К 2035 году потребление биотоплива и синтетического керосина будет наиболее интенсивным по сравнению с другими видами SAF.

К 2035 году авиатопливо, производимое в Великобритании, сможет удовлетворить от 3,3 до 7,8% общего спроса страны.

К 2050 году 32% потребности Великобритании в авиатопливе (4,5 млн т) можно будет удовлетворить за счет экологически чистого топлива собственного производства.

В период с 2025 по 2035 год производство экологически чистого авиатоплива в Великобритании будет ежегодно расти на 34−44%.
Великобритания
Электрификация авиасектора в Германии для достижения нулевых выбросов
2035
Электрификация авиасектора является наиболее перспективным направлением перевода Германии на нулевые выбросы.

До тех пор, пока транспорт в Германии не будет электрифицирован, биотопливо останется наиболее перспективной заменой ископаемому топливу.

Электрификация остается единственной важной альтернативой в Германии в связи с ограниченностью ресурсов для производства экологичных видов топлива.
Германия
© АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2025
РБК Тренды × ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Авторы:
Артем Шашков, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»,
Наталия Веселитская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»,
Дина Малекова, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»
Список источников
Правительственные инициативы
США
  1. Loan Programs Office, US Department of Energy, 2025.
  2. Sustainable aviation fuel policy in the United States, Climate Catalyst, 2025.
  3. Meeting the SAF grand challenge: current and future measures to increase U.S. sustainable aviation fuel production capacity. International Council on Clean Transportation, 2023.
Великобритания
  1. Sustainable Aviation Fuel (SAF) Mandate. GOV.UK, 2025.
  2. Jet Zero Strategy. Delivering net zero aviation by 2050, Department for Transport, 2022.
  3. Destination zero. The technology journey to 2050. The Aerospace Technology Institute, 2022.
  4. В Британии открывается фабрика по производству синтетического авиационного топлива. Хайтек, 2022.
Япония
  1. Strategic Energy Plan. METI, 2025.
  2. Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation (CORSIA). ICAO, 2019.
Германия
  1. PtL roadmap. Sustainable aviation fuel from renewable energy sources for aviation in Germany. Federal Government, Germany, 2021
ЕС
  1. Sustainable aviation fuels – ReFuelEU Aviation. European Commission, 2020
  2. Synthetic fuels in aviation. European Commission, 2020. Accessed 10.05.2023
  3. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on ensuring a level playing field for sustainable air transport – 'ReFuelEU Aviation'. Council of the European Union, 2022
  4. EU agrees law to make airlines pay more to pollute. Reuters, 2022

Международные и отраслевые документы
Международная организация гражданской авиации (ICAO) и ООН
  1. Sustainable aviation fuels guide. ICAO, 2018
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)
  1. Developing Sustainable Aviation Fuel (SAF). IATA, 2022
  2. Disappointingly Slow Growth in SAF Production. IATA, 2024.
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)
  1. Reaching Zero with Renewables: Biojet fuels. IRENA, 2021
Всемирный экономический форум (WEF)
  1. Clean Skies for Tomorrow: Sustainable Aviation Fuel Policy Toolkit. World Economic Forum, 2021
  2. Scaling Up Sustainable Aviation Fuel Supply: Overcoming Barriers in Europe, the US and the Middle East. World Economic Forum, 2024.
Всемирный банк (The World Bank)
  1. The Role of Sustainable Aviation Fuels in Decarbonizing Air Transport. World Bank Group, 2022
Аудит-консалтинговая корпорация KPMG
  1. Sustainable Aviation Fuel. Ready for lift off? KPMG, 2022

Корпоративные прогнозы
Boeing
  1. Boeing Commits to Deliver Commercial Airplanes Ready to Fly on 100% Sustainable Fuels. Boeing, 2021
  2. Sustainable Aviation Fuel (SAF). Boeing, 2025.
Airbus
  1. Airbus boss warns of delay in decarbonising airline industry. The Guardian, 2022
  2. Airbus Admits Hydrogen Airliners Could Take Longer to Deliver. AIN Media Group, 2025.
Embraer
  1. Future Aircraft Concepts. Embraer, 2022
  2. Embraer Partners With Avfuel to Increase SAF Adoption. Embraer, 2024.
ZeroAvia
  1. Enabling a Clean Flight Future with Hydrogen Aviation. ZeroAvia, 2023

Форсайт-исследования
Великобритания
  1. Sustainable Aviation Fuels Road-Map. Sustainable Aviation 2020
Германия
  1. Millinger M., Meisel K., Thrän D. Greenhouse gas abatement optimal crop usage for biofuels across transport sectors in Germany. 27th European Biomass Conference and Exhibition. 2019
Швеция
  1. Norrman N., Talalasova E. Fossil-free aviation 2045. Actions, obstacles and needs. 2021
Авторы–сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Александр Чулок, научный руководитель проекта, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования
Лилиана Проскурякова, заведующая Лабораторией исследований науки и технологий
Ядвига Радомирова, заместитель директора центра научно-технологического прогнозирования
Анна Гребенюк, заместитель директора форсайт-центра
Константин Вишневский, директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Ольга Демидкина, главный эксперт Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Софья Приворотская, главный эксперт Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

РБК:
Иван Звягин, контент-директор РБК Трендов
Елена Кривицкая, продюсер РБК Трендов
Дарья Полевщикова, арт-директор визуальных коммуникаций
Ксения Яковлева, дизайнер коммуникаций
Ирина Романовская, дизайнер-редактор