Авиационная отрасль

совместный проект
2024–2054
Авиационная отрасль
2024–2054
Форсайт-исследования
Правительственные инициативы
Международные и отраслевые документы
Корпоративные прогнозы
Безуглеродные коммерческие авиарейсы к 2050 году за счЕт внедрения биотоплива и синтетического керосина
2025

2050
Снижение выбросов углекислого газа, строительство заводов по производству SAF, развитие программ поддержки производителей, разработчиков и испытателей SAF, согласующееся с тенденциями экологической повестки.

Великобритания планирует сделать все внутренние рейсы безуглеродными к 2040 году, а к 2050 году — все коммерческие рейсы.

К 2025 году будет построено как минимум пять заводов по производству альтернативного топлива.

Выбросы углекислого газа сократятся почти вдвое: до 35,4 млн т — к 2030 году, 28,4 млн т — к 2040 году и 19,3 млн т — к 2050 году.

£685 млн будут выделены на финансирование программ поддержки развития авиационных технологий с нулевым выбросом углерода до 2025 года и £180 млн — на поддержку коммерциализации и тестирования решений по созданию чистого авиационного топлива.
Великобритания
Не менее 63% составит доля используемого устойчивого топлива в аэропортах ЕС в 2050 году, не менее 28% должен составлять синтетический керосин
Установление целей по устойчивому использованию авиатоплива в каждом аэропорту ЕС, введение законов об установлении ответственности авиакомпаний за загрязнение окружающей среды для достижения целей ESG.

Совет Европейского союза установил следующие цели по устойчивому использованию авиационного топлива в каждом аэропорту ЕС: в 2025 году доля экологически чистых видов топлива должна составлять не менее 2%; в 2030 году — не менее 6%, из которых не менее 0,7% должно приходиться на синтетический керосин; в 2035 году — не менее 20% (доля синтетического керосина — не менее 5%); в 2040 году — не менее 32% (синтетический керосин — не менее 8%); в 2045 году — не менее 38% (синтетический керосин — не менее 11%); в 2050 году — не менее 63%, из которых не менее 28% должен составлять синтетический керосин.

ЕС разработал законопроект о введении ответственности авиакомпаний за загрязнение окружающей среды.

Принятие решения о постепенной отмене бесплатных квот на выбросы углерода для авиакомпаний к 2026 году.
Европейский союз
2025

2050
Развитие систем учета и сертификации синтетического керосина
2030
Развитие «дорожной карты» по разработке синтетического керосина.

В 2021 году в Германии подготовлена «дорожная карта» по разработке экологически чистого авиационного топлива с использованием возобновляемых источников энергии, в частности синтетического керосина.

К 2026 году авиапромышленность ФРГ будет иметь доступ как минимум к 50 тыс. т синтетического керосина, к 2028 году — 100 тыс. т, к 2030 году — 200 тыс. т.

Постепенное развитие единых стандартов устойчивого развития авиатоплива, а также систем учета и сертификации синтетического керосина.
Германия
Полное удовлетворение потребности в устойчивом авиатопливе, включая биотопливо
2030

2050
Возможность решения вопросов ESG-повестки путем сокращения авиационных выбросов, увеличения производства экологически чистого авиатоплива, развития мер поддержки проектов и производителей SAF, фермеров, выращивающих культуры для производства биотоплива, разработчиков биотехнологий.

Министерство энергетики, Министерство транспорта и Министерство сельского хозяйства США запустили программу развития устойчивого альтернативного топлива (SAF), включающую:
  • сокращение авиационной эмиссии на 20% к 2030 году;
  • увеличение производства экологически чистого авиатоплива до 3 млрд галлонов ежегодно к 2030 году;
  • повышение топливной эффективности самолетов не менее чем на 30%;
  • выделение до $4,3 млрд на поддержку проектов и производителей SAF;
  • налоговые льготы для местных производителей для стимулирования использования SAF.

Управление кредитных программ Министерства финансов США предоставит кредитные гарантии на общую сумму до 3 млрд $ для финансирования проектов, реализуемых местными компаниями с использованием SAF.

Федеральное управление гражданской авиации США выделит более $100 млн производителям самолетов и двигателей на разработку и демонстрацию авиатехнологий, снижающих расход топлива, выбросы и шум.

Правительство США решило поддержать фермеров, выращивающих сельскохозяйственные культуры для производства биотоплива, а также разработчиков биотехнологий.
США
Доля экологически чистого топлива на внутренних рейсах к 2050 году достигнет 100% за счет внедрения биотоплива, синтетического керосина, электросамолетов
Увеличение доли SAF и последующий полный переход на SAF, разработка стандартов безопасности электрификации водородных самолетов, коммерциализация SAF на внутреннем рынке.

Доля SAF в Японии к 2030 году составит до 10% от общего потребления авиационного топлива.

Япония разработала стандарты безопасности для электрификации, водородных самолетов.

Был создан корпоративный альянс ACT FOR SKY, объединивший 16 компаний для коммерциализации SAF на внутреннем рынке Японии.
Япония
Внедрение биотоплива, водородного топлива и электросамолетов внесет 65% вклад в реализацию программы перехода на нулевые выбросы к 2050 году
2025

2050
Увеличение числа коммерческих рейсов на SAF, увеличение объемов производства SAF, реализация 65% программы перехода на нулевые выбросы к 2050 году.

По состоянию на апрель 2022 года более 50 авиакомпаний совершили более 450 тыс. рейсов на экологичном авиатопливе, а к 2025 году количество таких рейсов должно достичь 1 млн.

К 2025 году годовой объем произведенного SAF превысит 300 млн литров.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)
Внедрение водородного топлива и электросамолетов на различных горизонтах в зависимости от дальности полетов
Возможности внедрения электросамолетов и водородного топлива определяются размером и степенью дальности полетов (внедрение самолетов малой дальности — по достижении 2035 года, средней дальности — к 2040 году, дальнемагистральных — к 2050 году).

Представлены перспективы альтернативных видов топлива для различных классов самолетов: дальнемагистральные не будут летать на электричестве и водороде до 2050 года; самолеты средней дальности с водородными двигателями могут появиться к 2040 году. Ожидается, что самолеты малой дальности с водородными двигателями станут доступны после 2035 года.

Самолеты меньшей вместимости и ограниченной дальности полета смогут летать на электричестве и водороде гораздо раньше: например, после 2025 года коммерческие самолеты с максимальной вместимостью 19 пассажиров смогут использовать это топливо для полетов продолжительностью менее одного часа.
Всемирный экономический форум (WEF)
2025

2050
Внедрение и производство био — и водородного топлива, синтетического керосина для насыщения спроса на экологическое топливо
Возможно приближение к балансу спроса и предложения на рынке SAF к 2050 году, при этом наиболее активное производство SAF будет сконцентрировано в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

К 2050 году мировое устойчивое производство авиационного топлива может достичь отметки от 108 до 331 млн т, или от 23 до 72% от общего спроса, прогнозируемого на 2050 год.

К 2025 году от 92 до 98% мощностей по производству экологически чистого авиационного топлива будет сосредоточено в странах — членах ОЭСР.
Всемирный банк (The World Bank)
2025

2050
Снижение себестоимости производства экологичного авиатоплива на 75% путем развития его полномасштабного производства
2050
Разработка руководства по экологичному авиационному топливу, развитие его полномасштабного производства.

В 2018 году в ООН представлено руководство по экологичному авиационному топливу: наиболее перспективным вариантом использования экологически чистого авиатоплива является его смешивание с обычным керосином.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) и ООН
До 40% топлива, используемого в авиации, будет приходиться на био- и водородное топливо, синтетический керосин, электричество к 2050 году
Конвенциональное топливо будет оставаться основным видом топлива к 2050 году, на втором месте по распространенности находится синтетический керосин, далее по популярности идут биотопливо и электричество.

К 2050 году 3% самолетов будут функционировать на водороде и электричестве, 5% — на биотопливе и 29% — на синтетическом керосине, а более 60% рейсов будут выполняться на обычных видах топлива.
Аудит-консалтинговая корпорация KPMG
Массовые полеты на электричестве и водороде могут стать возможными до 2050 года. Биотопливо — наиболее перспективный вид топлива
Биотопливо рассматривается как наиболее перспективный вид топлива для авиасектора, высокие перспективы реализации полетов на электричестве и водороде к 2050 году.

Биотопливо имеет наилучшие перспективы для экономически эффективного масштабирования и применения в авиационном секторе в 2020-х, 2030-х и, возможно, 2040-х годах.
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)
К 2040 году пассажировместимость водородных самолетов может превысить 200 человек, а дальность полета достичь более 9250 км
2025

2040
К 2025 году будут возможны полеты на водородном топливе, к 2040 году будут значительно улучшены их характеристики.

По планам компании ZeroAvia первые коммерческие полеты водородные самолеты могут совершить уже в 2025 году с вместимостью до 19 пассажиров и максимальной дальностью до 560 км.
ZeroAvia
К 2030 году Boeing планирует поставить коммерческие самолеты, работающие исключительно на экологичном авиационном топливе
В соответствии с ESG-повесткой компании Boeing к 2030 году коммерческие самолеты будут полностью экологичными, предлагается усиление ограничений на устойчивое смешивание топлива.

Компания провела успешные испытательные полеты на полностью экологичном авиационном топливе.

Вывод на рынок экологически чистых коммерческих самолетов требует убеждения регулирующих органов и всей отрасли в повышении предела смешивания топлива для расширенного использования.
Boeing
2025

2040
Airbus к 2030 году планирует производство самолетов на водородном топливе
Согласно прогнозам Airbus, к 2030 году не появится достаточное количество экологичного топлива, что препятствует намерениям компании развивать самолеты на альтернативном топливе.

Airbus планирует коммерциализировать водородное топливо и двигатели с нулевым уровнем выбросов, но отсутствие мощностей по производству экологически чистого водорода может задержать внедрение таких самолетов.
Airbus
2025

2040
Embraer к 2035 году планирует производство самолетов на водородном топливе и электросамолетов
2035
К 2035 году компанией будут производиться водородные самолеты, а также электросамолеты, но с меньшей дальностью и пассажировместимостью.

К 2035 году Embraer планирует производить самолеты на водородных топливных элементах, перевозящие до 30 пассажиров и с дальностью полета более 370 км, а также полностью электрические самолеты с меньшими характеристиками (до 9 пассажиров и дальностью до 370 км).
Embraer
После 2045 года ни один рейс, вылетающий из шведских аэропортов, не будет использовать ископаемое топливо, а новые технологии помогут достичь нулевого уровня выбросов
2025

2045
К 2045 году планируется достижение нулевых выбросов. Уже активно развивается производство самолетов на альтернативных видах топлива, формирование ГЧП-моделей для поддержки его производителей.

Внутренняя авиация Швеции прекратит использование конвенционального авиатоплива к 2030 году, а после 2045 года ни один рейс, вылетающий из шведских аэропортов, не будет работать на углеводородном топливе.

Планируется рост рынка биотоплива и синтетического топлива, а также разработка и внедрение альтернативных технологических решений (водородные, электрические и гибридные самолеты).

Швеция планирует использовать модели государственно-частного финансирования для поддержания исследовательских проектов по разработке альтернативного топлива и двигателей в 2020–2025 годах.

После 2030 года внутренние рейсы будут работать преимущественно на биотопливе; исследования по использованию водорода в авиации будут продолжены.

В 2035–2045 годах основные инвестиции будут направлены в электрификацию и развитие водородных технологий, инфраструктура аэропортов будет приспособлена для самолетов, работающих на различных видах топлива, будут разрабатываться дальнемагистральные авиалайнеры, работающие на электричестве.
Швеция
К 2050 году будет возможно активное использование водородного топлива и электросамолетов
2035

2050
Великобритания планирует переход на потребление экологического топлива, а также наращивание его собственного производства, экспортного потенциала. Наиболее популярными видами потребляемого топлива к 2035 году будет биотопливо и синтетический керосин.

В Великобритании разрабатываются «дорожные карты» по внедрению экологически чистого авиационного топлива.

К 2035 году ежегодное устойчивое потребление авиатоплива Великобританией достигнет от 14,5 млн до 30,9 млн т, или от 4 до 8% его общего мирового потребления.

К 2035 году потребление биотоплива и синтетического керосина будет наиболее интенсивным по сравнению с другими видами SAF.

К 2035 году авиатопливо, производимое в Великобритании, сможет удовлетворить от 3,3 до 7,8% общего спроса страны.

К 2050 году 32% потребности Великобритании в авиатопливе (4,5 млн т) можно будет удовлетворить за счет экологически чистого топлива собственного производства.

В период с 2025 по 2035 год производство экологически чистого авиатоплива в Великобритании будет ежегодно расти на 34−44%.
Великобритания
Электрификация авиасектора в Германии для достижения нулевых выбросов
2035
Электрификация авиасектора является наиболее перспективным направлением перевода Германии на нулевые выбросы.

До тех пор, пока транспорт в Германии не будет электрифицирован, биотопливо останется наиболее перспективной заменой ископаемому топливу.

Электрификация остается единственной важной альтернативой в Германии в связи с ограниченностью ресурсов для производства экологичных видов топлива.
Германия
© АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2024
РБК Тренды × ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Авторы:
Артем Шашков, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»,
Наталия Веселитская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»,
Дина Малекова, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»
Список источников
Правительственные инициативы
США
  1. FACT SHEET: Biden Administration Advances the Future of Sustainable Fuels in American Aviation. White House, 2021
  2. US to pump $4.3 billion in funding towards SAF production goal of 3 billion gallons per year by 2030. GreenAir News, 2021
Великобритания
  1. Jet Zero Strategy. Delivering net zero aviation by 2050. UK Department for Transport, 2022
  2. Destination zero. The technology journey to 2050. UK Aerospace Technology Institute, 2022
Япония
  1. Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation (CORSIA). ICAO, 2019
  2. A corporate group 'ACT FOR SKY,' including ANA and JAL, is launched for domestic commercialization of SAF. Travel Voice, 2022
Германия
  1. PtL roadmap. Sustainable aviation fuel from renewable energy sources for aviation in Germany. Federal Government, Germany, 2021
ЕС
  1. Sustainable aviation fuels – ReFuelEU Aviation. European Commission, 2020
  2. Synthetic fuels in aviation. European Commission, 2020. Accessed 10.05.2023
  3. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on ensuring a level playing field for sustainable air transport – 'ReFuelEU Aviation'. Council of the European Union, 2022
  4. EU agrees law to make airlines pay more to pollute. Reuters, 2022

Международные и отраслевые документы
Международная организация гражданской авиации (ICAO) и ООН
  1. Sustainable aviation fuels guide. ICAO, 2018
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)
  1. Developing Sustainable Aviation Fuel (SAF). IATA, 2022
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)
  1. Reaching Zero with Renewables: Biojet fuels. IRENA, 2021
Всемирный экономический форум (WEF)
  1. Clean Skies for Tomorrow: Sustainable Aviation Fuel Policy Toolkit. World Economic Forum, 2021
Всемирный банк (The World Bank)
  1. The Role of Sustainable Aviation Fuels in Decarbonizing Air Transport. World Bank Group, 2022
Аудит-консалтинговая корпорация KPMG
  1. Sustainable Aviation Fuel. Ready for lift off? KPMG, 2022

Корпоративные прогнозы
Boeing
  1. Boeing Commits to Deliver Commercial Airplanes Ready to Fly on 100% Sustainable Fuels. Boeing, 2021
Airbus
  1. Airbus boss warns of delay in decarbonising airline industry. The Guardian, 2022
Embraer
  1. Future Aircraft Concepts. Embraer, 2022
ZeroAvia
  1. Enabling a Clean Flight Future with Hydrogen Aviation. ZeroAvia, 2023

Форсайт-исследования
Великобритания
  1. Sustainable Aviation Fuels Road-Map. Sustainable Aviation 2020
Германия
  1. Millinger M., Meisel K., Thrän D. Greenhouse gas abatement optimal crop usage for biofuels across transport sectors in Germany. 27th European Biomass Conference and Exhibition. 2019
Швеция
  1. Norrman N., Talalasova E. Fossil-free aviation 2045. Actions, obstacles and needs. 2021
Авторы–сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Александр Чулок, научный руководитель проекта, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования
Лилиана Проскурякова, заведующая Лабораторией исследований науки и технологий
Ядвига Радомирова, заместитель директора центра научно-технологического прогнозирования
Анна Гребенюк, заместитель директора форсайт-центра

РБК:
Иван Звягин, контент-директор РБК Трендов
Елена Кривицкая, продюсер РБК Трендов
Дарья Полевщикова, арт-директор визуальных коммуникаций
Ксения Яковлева, дизайнер коммуникаций
Александра Юшина, дизайнер коммуникаций
Ирина Романовская, дизайнер-редактор